Знаменательные даты  


Историческая справка
При создании в марте 1918 г. Высшего военного совета и в мае - Всероссийского главного штаба в их составе были образованы управления военных сообщений, для формирования которых был использован аппарат отдела военных сообщений бывшего Главного управления Генерального штаба старой армии. Приказом Наркомвоена No.601 от 30 июля 1918 г. они были объединены в одно Управление военных сообщений при Высшем военном совете, а затем при РВСР.

По положению, объявленному приказом РВСР No.387 от 17 декабря 1918 г., преобразовано в Центральное управление военных сообщений при РВСР. На него возлагались: использование для нужд военного ведомства, внешняя охрана всех видов путей сообщения, бронепоездов, устройство и эксплуатация полевых железных дорог, подготовка тыла для военных действий, организация и устройство службы железных дорог и автомобильных частей, организация почтовой, телеграфной и телефонной служб. Подчинялось непосредственно начальнику Полевого штаба РВСР. Приказом РВСР No.563/96 от 15 апреля 1920 г. в состав ЦУПВОСО включен Штаб железнодорожных войск на правах отдела.

С образованием 10 февраля 1921 г. Штаба РККА вошло в его состав. По положению, объявленному приказом РВСР No.2922 от 28 декабря 1921 г., на ЦУПВОСО возлагались: выяснение и удовлетворение потребностей военного ведомства в средствах сообщения, руководство воинскими перевозками, службой всех органов военных сообщений и их охраны. Во главе стоял начальник Управления, который являлся главных начальником военных сообщений и подчинялся непосредственно начальнику Штаба РККА.

По временному положению о Штабе РККА, объявленному приказом РВС СССР No.687 от 28 июня 1925 г., ЦУПВОСО получило наименование Управления военных сообщений, его возглавлял начальник военных сообщений.

По положению о центральном аппарате Наркомвоенмора, объявленному приказом РВС СССР No.200/40 от 21 октября 1929 г., УПВОСО, как управлению Штаба РККА, вменялись, помимо прежних, задачи разработки планов ведения войны в части, касающейся использования транспорта.

В связи с преобразованием (приказом НКО No.146 от 26 сентября 1935 г.) Штаба РККА в Генеральный штаб РККА в его состав вошло УПВОСО.

Накануне войны в центре железнодорожными перевозками, восстановлением и заграждением железных дорог ведало Управление военных сообщений (УПВОСО), подчинённое Генштабу, в округах, фронтах, армиях - отделы ВОСО, подчинённые общевойсковым штабам.

По штату 1/1 от 3.8.40 УПВОСО насчитывало 179 человек (154+25).

УПВОСО состояло из девяти отделов:
отдел боевой подготовки железнодорожных войск и органов ВОСО
оперативных перевозок
снабженческих перевозок
водных перевозок
обеспечения перевозок и службы ВОСО
мобилизационно-технической подготовки железных дорог
строительства железных дорог
снабжения железнодорожных войск и военной приёмки
финансово-правовой

Начльнику УПВОСО на каждой железной дороге подчинялись начальники передвижения войск.

16 июля 1941 УПВОСО переведено на штат из 263 человек (239+24).

Управление всеми видами перевозок выделено в самостоятельный отдел. Отдел снабженческих перевозок разделён на отделы:
перевозок боеприпасов, ГСМ и военно-технического имущества
перевозок интендантского имущества
перевозок по укомплектованию и эвакуации

По постановлению ГКО № 300 от 24.7.41 (приказ НКО № 0257 от 1.8.41) органы ВОСО в центре и на местах изъяты из подчинения общевойсковым штабам и переданы в состав Главного управления тыла.

7 августа 1941 УПВОСО перешло на новый штат (1/189) численностью 354 человека (320+34). Из отдела управления перевозками созданы диспетчерские отделения в каждом перевозочном отделе. Выделен отдел перевозок ГСМ. Созданы отдел кадров и отдел снабжения войск железнодорожной техникой.

Директивой ГШ № 539834 от 4/6 сентября 1941 создан отдел перевозок по санитарной эвакуации (13+1 человек) за счёт численности других отделов.

По приказу НКО № 517 от 29.12.41 создан отдел этапной службы (11+1 человек) для управления этапными комендатурами.

В феврале 1942 в связи с передачей железнодорожных войск Главного управления военно-восстановительных работ НКПС УПВОСО переведено на штат 1/289 (267+31 человек). Вместо 10,11,12 отделов созданы:
отдел инспекции железнодорожных войск и вузов
отдел нового оборонного железнодорожного строительства, наблюдения за подготовкой железных дорого и контроля восстановления
железнодорожного вооружения

18 мая 1942 установлен штат 224 (204+73 человека).

31 января 1943 приказом № 076 НКО переименовано в Центральное управление ВОСО (ЦУПВОСО).

В феврале добавлен 17-ый отдел - общего планирования (14+3 человек).

В ноябре 1943 введён 18-ый отдел - ПВО (7+1 человек).

Затем (точно не указано) включён 19-ый отдел - перевозок по репатриации (14+3 человек).

21 марта 1945 добавлен 20-ый отдел - перевозок трофейного и народнохозяйственного имущества (20+5 человек).

С 31 января 1943 (приказ НКО № 076, объявивший решение ставки ВГК) и по 3 марта 1943 (приказ НКО № 171) органы ВОСО находились в подчинении общевойсковых штабов.


Продолжение NEXT
Директивы, приказы, донесения


 
Hosted by uCoz